Технология изготовления гороховецкой плотницкой игрушки
Описание объекта:
Игрушку, подобную гороховецкой, в народе называли щепной, так как делалась она из деревянных чурок и щепок — отходов плотницкого дела. Сначала обработка игрушки производилась топором, и лишь затем мастер прибегал к помощи ножа или долота. Но часто топор составлял единственный инструмент игрушечника. Это говорит о виртуозном владении им своим исконным орудием труда. Создавая игрушку, глаз мастера оказывается настолько выверенным, что образ рождается буквально несколькими точными взмахами топора.
Основные стадии изготовления:
- Подготовка к формообразованию
- Выбор мягкой древесины – «щепы» из отходов плотницкого промысла (липа).
- Нанесение контура рисунка на исходный материал.
- - Основная стадия формообразования.
- Вырубка заготовки по контуру.
- Выравнивание линий (доводка) при помощи плотницкого ножа или долота.
- Изготовление дополнительных деталей к заготовке: колеса, подставка для птицы, сани и др. (в соответствии с задуманным образом) при помощи необходимого плотницкого инструмента.
Ценность гороховецкой плотницкой игрушки, как культурного наследия заключается в том, что народные мастера сохранили его вплоть до ХX века не только в памяти, но и как практическую технологию, отличную от других центров: использование местного сырья (дерево); особенности формообразования (народные обрядовые образы: «кони», «птицы», «барыни», соблюдение пропорций, изготовление из остатков плотницкого промысла); орнаментация изделий киноварью с использованием традиционных узоров (крупная лепестковая розетка, мелкие точки, штрихи и прямые, волнистые линии) традиционной цветовой гаммы. Чаще всего плотницкая игрушка не покидала пределов своей деревни Гороховецкого уезда. Это очень редкостные произведения народной деревянной скульптуры.
В XIX веке в некоторых селениях Гороховецкого края изготовлялись плотницкие игрушки. Чаще всего плотницкая игрушка не покидала пределов своей деревни. Здесь ее делали, здесь с ней играли, здесь она приходила в негодность и выбрасывалась, бесследно исчезая. Она дошла до нас только благодаря заботам и усилиям отдельных коллекционеров. Именно так была сохранена и гороховецкая деревянная игрушка.
В начале XX века ею заинтересовались известные собиратели игрушки Н.Д. Бартрам, Е.М. Белякова и В.А. Ганшин, которые составили хорошую коллекцию ее образцов, хранящуюся ныне в Загорском музее игрушки. Небольшое количество гороховецкой игрушки имеется в собрании Государственного Русского музея в Ленинграде и в Музее народного искусства в Москве.
Круг образов гороховецкой игрушки довольно традиционен. Как и повсюду в России, наиболее излюбленными были фигурки коней, птиц и барынь. Но источником, который питал эти образы, наполнял их глубоким содержанием, была окружающая жизнь. Поэтому, несмотря на то, что круг этих образов немногочислен и довольно устойчив, сами по себе они отличаются большим разнообразием. Особенно образы коней.
Еще одну большую группу образов в гороховецкой игрушке представляют собою птицы. Фигурки птиц всегда были излюбленными мотивами в крестьянском искусстве. С ними связывались многие обрядовые действия простонародных праздников, сохранившихся в деревне еще с языческих времен. Резные фантастические птицы жили на наличниках и карнизах деревенских домов. Даже многие вещи, распространенные в крестьянском хозяйстве, выделывались в форме птичек, чаще всего уточек. В гороховецкой игрушке птицы детально проработаны, прямо кистью художник наводил крылья, глаза, оперение.
Орнаментом гороховецкой игрушки является крупная лепестковая розетка, выполненная краской. Ею украшены одежды барынь, спинки карет и повозок, подставки под коней. Лишь изредка узор одежды женских фигур представляет собой мелкие точки, штрихи, прямые и волнистые линии, что напоминает орнамент набоек. Мотив же розетки сходен с украшениями домовых карнизов: настолько четок их ритм и фризообразно расположение. Здесь игрушечник и кистью водил, как резцом, делая сочные мазки, подобные крупным порезкам долотом.
Гороховецкие деревянные игрушки — это целый мир, яркий и сказочный, как все русское народное искусство, впитавший в себя мудрость многих поколений людей и воспитывающий у них любовь к прекрасному.
Исследователь: Скворцов А.И. (1941г.р.)
Видео можно посмотреть на Youtube-канале: https://www.youtube.com/watch?v=vkCb3Z-EOVk