Версия для слабовидящих
Размер шрифта сайта:
Цвет фона сайта:
Интервал между буквами:
 
Государственное автономное учреждение культуры Владимирской области - Областной Центр народного творчества

Технология изготовления керамики села Коровино Меленковского района


         Гончарный промысел в селе Коровино существовал с древности. Одно из первых упоминаний зафиксировано в 1873 году Н.Добрынкиным в Трудах Владимирского статистического комитета «Меленковский уезд в сельскохозяйственном, ремесленном, промышленном, промысловом и экономическом отношении».  В настоящее время гончарный промысел возрожден в с. Коровино, Меленковского района, Владимирской области семьей Малаховых
        Ценность Коровинской керамики как культурной традиции заключается в том, что как промысел сохранилась до наших дней как практичная технология с использованием местного сырья (глины), цвета (белый черепок), орнамента  (волна, проходящая между двумя полосками). 
        Коровинская керамика изготавливается из белой глины, добытой на глубине не менее 4 метров в близи с.Коровино. 
Залежи глины, в селе Коровино, находятся по всем окрестным полям, а так же в близ лежащем лесу.  Для ее добычи выкапывают штольни глубиной не менее 4 метров. Копают штольни преимущественно зимой, связано это с тем, что грунт замерзает и не осыпается, можно обойтись без опалубки, а это позволяет экономить силы и время. Глина, которая залегает на глубине менее 4 метров, считается «грязной» и для производства посуды не подходит. Выкопанную глину складывают в огромные ямы. Заготовку глины производится с запасом на 2—3 года, так как лучшей глиной для гончарных изделий считается глина, пролежавшая в грядах 2—3 зимы.  Из ямы глину загружают в замочный ларь или бучило, заливают водой и накрывают мешковиной. В замочке глину держат от четырех до семи суток. После этого глину из ямы переносят в помещение и складывают в большие кучи «бабы», затем ее раскладывают ровным слоем на полу и месят голыми ступнями, пока она не станет однородной, и не будет издавать характерный звук щелчка, когда она отлипает от ступни. Глина готова. Ее скатывают в валики, складывают в темное и сырое помещение, накрывают мокрой мешковиной или рогожей и в таком состоянии оставляют на 10—15 дней, чтобы не высыхала.
       Инструментами труда является проволока, ножь и ножной гончарный круг. Гончарные изделия формуются вручную на гончарном круге, который стали использовать в 20гг. XX века. Он состоит из деревянной станины (напоминающую лавку), вертикальной металлической оси и двух деревянных дисков. В верхней части оси укреплен малый диск, на котором гончар размещает сосуд, а в нижней – маховик в виде большого массивного деревянного круга. В центр вращающегося гончарного круга помещается ком глины, мастер смачивает руки водой и точно центрирует заготовку, т.к. при смещенном центре готовый сосуд будет непрочным и быстро разрушится. В центре глиняной заготовки нажатием больших пальцев делается углубление-прокол и формируется донышко. На следующем этапе заготовка вытягивается в цилиндр нужной высоты. Гончары работают, как правило, обеими руками - одна внутри, другая снаружи. Руки, между которыми находится стенка цилиндра, перемещаются от дна вверх. При этом мастер добивается одновременно как увеличения высоты цилиндра, так и постепенного утончения его стенок. Традиционно толщина стенок для бытовой посуды составляет около 5 миллиметров. В процессе формовки руки необходимо постоянно смачивать водой, чтобы они хорошо скользили по глине.

Из полученного цилиндра формуется задуманный сосуд. Сначала уточняется форма основания, затем, мягко надавливая на стенки цилиндра с внутренней стороны, мастер расширяет центральную часть. Далее надавливанием с внешней стороны формируется плечо и шейка (горлышко). Завершают изготовление емкости формовкой слегка утолщенного венчика, завершающего изделие. Все работы выполняются плавно за несколько проходов, чем гарантируется достаточная крепость готовой посуды. Уже на сформированном изделии мастер делает свой неповторимый узор. У коровинских гончаров это волна, проходящая между двумя полосками. Бытует мнение, что изначально этот узор наносился рогом животного, и обозначал реку бегущую между двух берегов.

Готовые изделия мастер ставит на специальные полки, находящиеся под потолком или вдоль стен, на 2-3 дня для сушки. После сушки приступают к обжигу.
            В конце XIX века изделия из глины обжигали в обыкновенных домашних печах или специальных горнах разнообразной конструкции. Такой обжиг был трудоёмким и требовал высокого мастерства и сноровки. Значительная часть продукции нередко уходила в брак. При обжиге изделия в гончарном горне достигается температура выше девятисот градусов. Камеры его разделены колосниковой решеткой; в верхней размещаются изделия, а в нижней – топливо, дрова сосновых пород дерева. Корпус горна выкладывают из кирпича или же лепят из глины. Горн загружают через люк, находящийся сверху. Сначала на колосники ставят крупную посуду, потом среднего размера, на самый верх укладывают мелкие изделия. Люк закрывают железом. Температуру следует поднимать постепенно и равномерно, для обжига посуды - 10 - 12 часов и более. Охлаждение печи следует производить медленно. В это время нельзя открывать вход в печь и рассматривать изделия. Выгрузку изделий следует производить при температуре 50-100 градусов (чем ниже температура, тем лучше).

Затем изделие расписывают глазурями. На гончарные изделия глазурь наносится как сухим, так и мокрым способом. При сухом способе глазуровки изделие вначале смазывается дегтем, а затем опыляется порошком глазури. При мокрым способе глазурь растворяется в воде и изделие погружается в раствор. Малаховы пользуются вторым – мокром, способом. Традиционно коровинские цвета глазури: коричневый, зеленый и желтый. Глазурь наносится произвольными мазками и после повторного обжига  она расплывается, образуя потеки и неповторимые узоры, и цветовые сочетания. Современные изделия мастеров Малаховых имеют коричневый цвет, что больше диктуется современной модой и спросом.
           Основное производство - создание незамысловатых изделий, но крайне необходимых в крестьянском быту горшки, крынки, кашницы, салатницы, опарницы, блинницы, сливочницы, а порой и трехведерные корчаги. 

Историческая справка:
        В советское время мастера были объединены в артель в Коровине. С 1932 года в Коровине работал керамический  завод. В послевоенные годы гончары работали  в бригаде имени Куйбышева. В начале 60-х годов гончарное производство вошло в Меленковский промкомбинат. В 1968 году были установлены творческие контакты гончаров с лабораторией художественной керамики научно-исследовательского института художественной промышленности. Художники - керамисты института Б.С. Третьяков, Е.И. и Ю. А. Золотовы внедрили в производство новые виды продукции на основе традиционных приемов. В начале XXI века гончарный промысел на Меленковском промкомбинате утрачен. Династия гончаров Малаховых изготавливает горшки, крынки, кашники, блюда, кружки, кувшины и т. д. В формах сосудов сохраняется характер народного гончарства. Малаховы - активные участники Международных,  Всероссийских, Межрегиональных, областных фестивалей и конкурсов, выставок и праздников народного творчества.  В 2008 году династии Малаховых  присвоено звание «Лауреат областной премии в области культуры, искусства и литературы» с вручением Диплома за большой вклад в развитие декоративно – прикладного искусства». 

          Особый интерес в коровинском гончарстве представляют лепные игрушки, истоки которых уходят в древнейшие времена. Образцы их встречались при археологических раскопках. Вплоть до начала ХХ века лепная игрушка прочно удерживалась в коровинском производстве. Ими занимались преимущественно женщины и подростки. Лепили от руки фигурки коней, медведей, баранов, птиц (игрушки – свистульки). Раскрашивались они масляной краской красного, желтого, зеленого и коричневого цветов в виде беспорядочно разбросанных декоративных пятен.

          Лепная игрушка бытовала в селе вплоть до тридцатых годов ХХ века, когда на смену ей пришла формованная. Выделываемая по гипсовым и алебастровым формам, она утратила большую часть непосредственности и теплоты. Исчезла прежняя живость и занимательность фигурок. Но и здесь мастерицы сумели вложить в образы зверей и птиц, а также человеческих фигур (в виде барынь, матросов, гармонистов) много художественного чутья и народной выдумки. Они забавны и не лишены чувства юмора.

Видео можно посмотреть на YouTube-канале:

Технология изготовления - https://www.youtube.com/watch?v=ZcCzk30kqJI

История промысла - https://www.youtube.com/watch?v=3AQQRwjAOzw&t=65s






Дата размещения информации: 20.02.2021, 15:50:13