«Красногорская кадриль». Русский танец фольклорной традиции.
Кадриль - название общественной пляски, обычно в четыре пары. По количеству исполнителей она относится к групповой пляске, но ее своеобразное построение, чёткое деление на пары, на короткие самостоятельные части, называемые фигурами, выделяют ее в самостоятельный вид русской народной пляски.
Основная трудность исполнения кадрилей – в особенности их манеры, стиля. Каждый город и каждое село создавали кадрили со своими особенностями исполнения, отсюда названия кадрили идет, как правило от названия города или деревни.
«Красногорская кадриль»- состоит из 5 фигур, каждая из которых сопровождается отдельной песней или инструментальным наигрышем. В кадрили использовано много построений: «воротца», «кружение», «шен», использованы мужские хлопушки. Но характерной особенностью этой кадрили является соскок на левую ногу, выполняемый всеми участниками одновременно в каждой из фигур.
«Красногорская кадриль» являлась непременной частью любого праздника в деревне Красная гора Кольчугинского района вплоть до середины 60-х годов XX века. Записана кадриль была в 1988 году художественным руководителем ансамбля «Родные напевы» Владимиром Сергеевичем Першиным во время этнографических экспедиций. Он познакомился в Красной горе с одной из хранительниц русского певческого и танцевального наследия Марией Куликовой или бабой Марьяной, как ее все называли в деревне. От неё В.С.Першин узнал о существовании «Красногорской кадрили». Записана кадриль от местных жителей: сестер Чекулантовой Татьяны Евграфовны (1910г.р.) и Саковой Федоры Евграфовны (1916г.р.), Коровиной Матрены Андреевны (1914г.р.), Калабзиной Марианны Аристарховны (1913 г.р.), Пискаревой Ларисы Семеновны (1910 г.р.), Попковой Евгении Матвеевны (1910 г.р.), гармониста Фролова Тимофея Ивановича (1916 г.р.).
«Красногорская кадриль» в исполнении кольчугинского ансамбля «Родные напевы» (худ. руководитель В.С.Першин) стала самой колоритной частью сюиты «Красногорские гуляния», состоящей из традиционных песен и плясок, бытовавших в Кольчугинском районе. Благодаря ансамблю «Родные напевы» «Красногорская кадриль» получила второе рождение. Ей был посвящен семинар фольклорного отделения в 1989 г. в Санкт-Петербурге. Вокальная часть этой кадрили в исполнении ансамбля стала фондовой записью Государственного дома радио и звукозаписи в 1990г.
Заключение экспертной оценки члена областной экспертной комиссии, зав. отделением хореографии ГБПОУ ВО «Владимирский областной колледж культуры и искусства», Лауреата Премии Правительства РФ «Душа России:
«Фольклорный танец – это памятник культуры, который нужно сохранять, собирать, изучать и пропагандировать, перенося на сцену. Сохранение и развитие танцевальной культуры, своих корней - это важнейшая задача, которая требует бережного отношения. Считаю возможным включение «Красногорской кадрили» в Единый реестр объектов нематериального культурного наследия для использования в постановочной работе танцевальных, фольклорных коллективов культурно-досуговых учреждениях, детских школ искусств».
В 2018 году ГАУК Владимирской области «Областной Центр народного творчества» издал буклет с описанием танца и фотографиями для руководителей фольклорных и танцевальных коллективов культурно-досуговых учреждений и детских школ искусств.
Историческая справка:
В самом центре России в 130 км северо–восточнее г.Москвы расположена деревня Красная гора Кольчунского района. В XIX-в начале XX веков деревня входила в состав Петровской волости Юрьевского уезда Иваново-Вознесенской губернии а с 1929г. стала центром Красногорского сельсовета Кольчугинского района. Когда–то здесь сходились торговые пути на Переславль – Залесский, на Владимир и Юрьев – Польский. Бойкое торговое место обогатило традиционную танцевальную культуру русской деревни.
Кадриль начала распространяться в России в народе в начале XIX века после Отечественной войны 1812 года. Знакомство с кадрилью, салонным французским танцем, шло из рассказов служилых людей, солдат русской армии, побывавших за границей во время войны с Наполеоном. Они показывали в деревнях некоторые фигуры танца, уже явно переделанные на свой манер. Складывавшаяся веками, богатая своими традициями танцевальная культура русского народа подчинила ее своей национальной манере, стилю и характеру исполнения. Русские самородки исполнители, импровизаторы перерабатывали фигуры и сочиняли целые кадрили в зависимости от местных особенностей – манеры исполнения, музыки, песен и т.д. Русский народ сделал кадриль более богатой и разнообразной по рисунку, введя в нее многие фигуры русских хороводов и плясок: « корзиночка», «воротца» «прочес» и др. В кадрили стало принимать участие четыре, шесть и большее количество пар. Кадриль можно было плясать и в богатых праздничных и в будничных народных костюмах.
Видео исполнения Красногорской кадрили доступно к просмотру на YouTube-канале: https://www.youtube.com/watch?v=d6zdNGsi3YU