Феномен одностороннего двухуточного бранного ткачества восточной части Владимирской губернии
Феномен одностороннего (на верхнем цепу) двухуточного браного ткачества восточной части Владимирской губернии выявлен многочисленными экспедициями Областной школы «Народный русский костюм. Материалы. История. Технология» ГАУК ОЦНТ, г.Владимир. Специфика технологии восстановлена руководителем школы Фёдоровой Г.А. Комплекс идеологических, экономических и технических условий, способствовавших формированию этого феномена, отражён в пяти публикациях Фёдоровой Г.А. (Москва, Санкт-Петербург, Владимир, Ковров, 1996-2010). Показано различие художественных результатов, достигнутых при применении одного и того же способа узорного ткачества на верхнем цепу, на востоке Владимирской губернии и в Вологодской губернии вследствие указанного комплекса условий.
Узорное ткачество называется браным, когда нити основы ткани, в соответствии с расчётом узора, поднимаются или опускаются с помощью заострённой дощечки-бральницы или иглы-бральницы, а дополнительный узорный уток проводится от кромки до кромки ткани.
При традиционном двухуточном браном ткачестве пробираются все нити основы ткани. По бральнице вводится вспомогательная доска, которая затем поворачивается на ребро. Тем самым открывается узорный ткацкий зев. В него и прокидывается справа налево вторым челноком образующий узор утолщённый, чаще всего красный уток. С помощью ряда манипуляций узорный зев, соответствующий первой строке браного орнамента, «запоминается» и может быть вновь раскрыт уже без необходимости повторного пробора нитей. Производятся эти манипуляции позади устройства, связанного с двумя подножками и разделяющего нити основы на чётные и нечётные. Затем нажатием подножки раскрывается рабочий зев между чётными и нечётными нитями основы, в него первым челноком пробрасывается рабочий (фоновый) уток, создающий полотняное переплетение ткани полотенца, служащей фоном для расположенных над и под ним нитей браного узора (аналогично счётной вышивке набором).
Узорный уток может перекрывать собою 1, 3, 5 или 7 (обычно не более) нитей основы. Для обратного провода слева направо узорного утка рабочий зев закрывается, восстанавливается «запомненный» узорный зев первой строки орнамента. После этого наступают на вторую подножку и проводят слева направо рабочий уток. «Запоминание» узорного зева первой строки орнамента сохраняется и далее, если геометрический браный узор симметричен по горизонтали: он ещё понадобится при тканье последней строки орнамента. Так же поступают со следующими строками орнамента до оси его горизонтальной симметрии. Орнамент на лицевой и изнаночной сторонах полотенца соотносятся между собой как позитив и негатив (инверсия).
Исключительная ценность выявленного феномена подтверждена сравнительными исследованиями, проведёнными в этнографических экспедициях и в фондах музеев Владимирской и Вологодской области. Одностороннее двухуточное браное ткачество (иначе: двухуточное браное ткачество на верхнем цепу) проникло и закрепилось в крестьянском ткачестве во второй половине XIX в. под влиянием фабричных технологий в регионах с интенсивно развивающейся текстильной промышленностью, например, на востоке Владимирской губернии, на территории вокруг Великого Устюга Вологодской губернии, в других местностях.
Для вологодских крестьян характерна была средняя плотность ткачества холста (примерно 16-18 нитей/см по основе и по утку) и применение в качестве второго (узорного) утка сдвоенной гладкой белой льняной нити. Вследствие этого орнамент на лицевой стороне изделия получался растянуто-плоским и маловыразительным. Жёсткость узорных концов полотенец увеличивалась незначительно.
Плотность ткачества тонких холстов в Вязниковском и Гороховецком уездах Владимирской губернии была гораздо выше – до 24-26 нитей/см. Применение в качестве узорного утка белых пушистых хлопчатобумажных нитей в несколько сложений превращало каждый выбранный по счёту нитей элемент орнамента в равноосный белый бугорок на белом (как на Вологодчине) или часто на разбелённо-розовом фоне (за счёт применения тонкого красного нелиняющего хлопчатобумажного рабочего утка). Специфика технологии одностороннего двухуточного браного ткачества при использовании массивного узорного утка приводит к существенному повышению жёсткости декорированных концов полотенца, что выводит такое изделие из круга предметов утилитарного назначения, а в качестве обрядово-праздничного делает его ещё более выигрышным.
Среди полотенец, отложившихся в фондах Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, а также в научно-экспедиционном архиве Детско-юношеского центра «Школа традиционной народной культуры» Департамента образования Вологодской области, не оказалось экземпляров полотенец с такими густо заполненными и уникально разработанными орнаментами, как образцы из Сельцовых Деревенек, Перово Вязниковского уезда и ряд других из нескольких десятков к настоящему времени выявленных полотенец востока Владимирской губернии. В большинстве исследованных
крестьянских полотенец Вологодской губернии, концы которых выполнены в технике двухуточного браного ткачества на верхнем цепу, обнаруживаются небольшие ошибки-сбои в строчках набора, что говорит о недостаточности опыта ткачих в разработке сложных орнаментов в указанной технике (в отличие от привычного традиционного браного ткачества). В то же время, на Вологодчине была достаточно развита традиция сочетания в одном изделии («строчах» для оформления подола обрядовой женской рубахи) двух ткацких техник. Между двумя или тремя полосами традиционного двухуточного браного ткачества (преимущественно с красным узорным утком) заключались неширокие белые браные полоски, сотканные на верхнем цепу. В Грязовецком уезде такие «строчи» ткались по синей основе. Как правило, все они были вытканы безошибочно. Необходимость соткать 4-5 одинаковых «строчей» на окружность подола одной рубахи автоматизировала расчёт обычно несложных геометрических орнаментов. Какое-то количество «строчей», вероятно, производилось и на продажу. Иное дело – произвести расчёт более сложных широких орнаментов на праздничное или обрядовое полотенце.
За пределами выявленного к настоящему времени в восточной части Владимирской губернии ареала создания полотенец со сложно разработанными орнаментами, вытканными на верхнем цепу (восточная граница ареала пока не уточнена) также встречаются экземпляры с сочетанием двух техник браного двухуточного ткачества. Отметим, что и здесь иногда можно найти ошибки в наборе именно в полосах одностороннего двухуточного браного ткачества. Например, это полотенце из фондов Муромского историко-художественного музея, а также два полотенца с юга Костромской губернии (Российский этнографический музей. Русские. Коллекция №321, сбор
Наш вывод об исключительной ценности полотенец востока Владимирской губернии, сотканных в технике двухуточного браного ткачества на верхнем цепу, подтверждается и оценкой искусствоведа из Государственного Русского музея Э.Корсун: «Среди многоцветных и сложных узоров народных тканей центральной полосы России выделяются своим тонким колоритом тканые изделия Владимирской губернии. Рисунок в виде человеческих фигур, геометризированных деревьев, ромбов выполнен белым или розовым утком по белому фону. Экспонируемые на выставке владимирские полотенца отличаются сложностью композиции, изысканностью цвета».
Экспедицией музея в составе В.А.Фалеевой и М.Н.Петай в
Описание технологии:
Одностороннее двухуточное браное ткачество по частой льняной основе (8-9 пасм на
При одностороннем браном ткачестве орнамент строится так, что узорный уток всегда проходит над пятью нитями основы (чётными и нечётными). Ближайший соседний элемент орнамента отделён от предыдущего тремя нитями основы. Но дощечкой-бральницей пробираются только нити, оказавшиеся наверху (на верхнем цепу) при раскрытом с помощью нажатой подножки рабочем зеве. Например, это чётные нити основы. При наборе первой строки орнамента бральницей опускаются две нити, поднимаются две, затем снова опускаются две и т.д в соответствии со схемой орнамента. На участках, соответствующих фону, чётные нити основы проходят над дощечкой-бральницей (подняты). В образовавшийся из чётных нитей основы узорный зев справа налево прокладывается узорный уток. Этот зев «запоминается» только в том случае, когда ткётся симметричный по горизонтали геометрический орнамент. Переступая по подножкам, меняем рабочий зев на противоположный, пробрасываем справа налево рабочий уток. На востоке Владимирской губернии в некоторых полосах орнамента использовался нелиняющий красный хлопчатобумажный рабочий уток, что деликатно подцвечивало фон узора. Вновь переступаем по подножкам – и на верхнем цепу опять оказываются чётные нити основы. Дощечкой-бральницей пробираются нити в соответствии со второй строкой орнамента. За исключением специальных случаев (например, колонны и ноги на приводимом в качестве иллюстрации укрупнённом фрагменте орнамента полотенца Л.С.Лбовой), поднятые и опущенные чётные нити основы смещены в шахматном порядке относительно первой строки орнамента. Узорный уток прокладывается в узорный зев слева направо. Переступив по подножкам, пробрасываем и рабочий уток слева направо. Третья строка орнамента набирается после ещё одного переступания по подножкам, когда чётные нити вновь оказываются на верхнем цепу, оба челнока справа.
На участках фона пухлый узорный уток оказывается плотно зажатым полотняными переплетениями рабочего утка с охватывающими узорный уток нитями основы, что делает ткань более жёсткой и скорее наращивает её длину. Пушистый в несколько сложений белый хлопчатобумажный уток создаёт выразительный выпуклый орнамент на лицевой стороне изделия. Изнаночная сторона представляет собой как бы репсовый фон с перетяжками белого или красного рабочего утка на местах выпуклостей лицевой стороны.
Историческая справка:
Выявленный к настоящему времени ареал формирования феномена одностороннего двухуточного браного ткачества – достаточно узкая полоса по обоим берегам реки Клязьмы – заселён русскими, многие из них во второй половине XIX в. сохраняли приверженность к старообрядчеству, распространявшемуся в этих краях с XVII века. Практически все селения здесь принадлежали в XIX в. Удельному ведомству.
Уездный город Вязники в XVII веке был дворцовой слободой, поставлявшей, в числе других материалов и продуктов, тонкий лён для царицыных ткацких мастерских. Женщины Гороховецкого уезда славились в XIX в. умением удивительно тонко прясть и хорошо отбеливать льняные нити, известные по России под названием «гороховских». Их сбывали на Нижегородской ярмарке более чем на 2000 руб. серебром. Более всего их употребляли для ручного плетения кружев на коклюшках, но они прекрасно ложились и в изысканное ткачество. Приобретение высококачественной белой и нелиняющей красной хлопчатобумажной пряжи для применения в качестве второго узорного или временного рабочего (красного) утка не составляло проблемы в регионе, насыщенном бумагопрядильными, красильными, миткалёвыми и ситцепечатными заведениями.
Крестьяне многих селений, из которых происходят полотенца исследуемой группы, во второй половине-конце XIX в. работали светёлочными и надомными ткачами у вязниковского мануфактуриста-старообрядца Василия Фёдоровича Демидова (ум.
Исследования Наталии Юрьевны Данченковой, проведённые на ином, музыкальном материале, показали, что в таком разноконфессиональном регионе воздействие старообрядческой духовности проявилось в чертах своеобразия восточно-владимирской фольклорной традиции., отличной как от фольклорных формаций старообрядческого толка, так и от фольклорных традиций, бытовавших в сопредельных районах. Ставшая предметом изучения традиция причитывания восточной Владимирщины связана с двумя обрядовыми комплексами: похоронно-поминальным и свадебным. А ведь именно со свадебным циклом связан обширный корпус обрядовых полотенец.
Создание обрядовых и праздничных полотенец в технике одностороннего двухуточного браного ткачества во Владимирской губернии не выходило на уровень промысла, ткали для себя и для родни. Хитро-мудрое ткачество, как и вышивание, традиционно рассматривалось как дело богоугодное, которому следует посвящать досуг. Именно в старообрядческих семьях и в семьях удельных крестьян при их более высоком благосостоянии желание заниматься богоугодным рукоделием подкреплялось экономической возможностью.