Версия для слабовидящих
Размер шрифта сайта:
Цвет фона сайта:
Интервал между буквами:
 
Государственное автономное учреждение культуры Владимирской области - Областной Центр народного творчества

Технология изготовления народной традиционной куклы «Владимирская столбушка» Владимирской губернии

Во Владимирской губернии куклу крутили на 14 февраля  (по старому стилю 1 февраля).  Первые дни февраля (Трифонов день, Сретенье, день святого Симеона) считались рубежом между зимой и весной. На Руси 14 февраля считался днем Святого Трифона). С Трифоновым днем  связано немало примет. Незамужние девушки в этот праздник молились о женихах, на Руси в те времена, февраль был исконно месяцем свадеб и помолвок.
Народный праздник Трифонов день отмечается 14 февраля (1 февраля по старому стилю) каждого года. В церковном календаре это день почтения памяти святого мученика Трифона, которого в народе считают покровителем супругов и семьи.

В числе прочих недугов и напастей Святому Трифону молились о покровительстве  семейного очага, любви и мира супругов, в скорби, грусти и унынии, о хороших женихах и невестах, т.е.это время считалось лучшим для того,чтобы попросить высшие силы о семейном счастье.

Будучи сам еще очень молодым, святой с большим сочувствием относился к девушкам и юношам мечтавшим обрести свою любовь и стать счастливыми в браке. Невесты и женихи, просили Трифона о помощи и он старался помочь.

Трифонов день может стать последним возможным для свадьбы и венчания перед Великим постом, поскольку такие мероприятия в эти 48 дней запрещены.

Назначить свадьбу на 14 февраля, согласно приметам, было очень удачно: даваемые в Трифонов деть клятвы защищали супругов от соблазнов; женитьба в эту дату сулила особенно крепкую семью; если свадьба была назначена на Трифонов день, и пошел снег – это к финансовому благополучию.

Семейные же обращались об устроении житейских дел, проблем с жильем и сложностей со здоровьем. Считалось, что святой Трифон помогает супругам стать родителями. Верили, если замужняя женщина бросит в колодец или водоём, не закованный льдом, букет цветов, то в скором времени она станет матерью.

По народным приметам считалось, что если незамужняя девушка, на Трифонов день, спросит у первого встречного мужчины его имя – так и будут звать ее суженого.

Если холостой парень или девушка встретят на улице бездомную собаку, то ни в коем случае нельзя гнать её. Верили, что она приведёт возлюбленного к их дому.

Девушкам на улице не следовало гладить чужого кота, иначе её возлюбленный или муж будет легкомысленным и любвеобильным. Семейная жизнь не будет складываться из-за его любовниц.

В этот день принято было гадать по птицам:

пролетевший над головой воробей означал – возможность встречи с непорядочным ухажером;

синицы к молодому, доброму и веселому жениху;

снегирь – к богатому мужу;

сорока – к щедрому и любвеобильному мужчине;

вороны обещали строгого мужа, который будет старше своей избранницы.

Эти и другие обряды и традиции широко описаны в разных народных календарях.

Собираясь на посиделки, девушки рукодельничали и крутили кукол, какой же праздник без подарка,  своим суженым.

«Рукотворная игрушка служила для наших предков своеобразным родовым этническим  кодом,который указывал ориентиры жизненного пути. В изготовлении традиционных тряпичных кукол не было случайностей – во всем усматривался определенный смысл. Как правило, тряпичные куклы были простейшим  изображением женской фигуры: кусок ткани, свернутый в скалку, тщательно обтянутое белой льняной тряпицей лицо, груди из ровных тряпичных шариков, коса и обыденный или праздничный крестьянский наряд из лоскута» - так пишет Галина Дайн кандидат искусствоведения признанный специалист  в области изучения русской игрушки, в своей книге «Русская тряпичная кукла».

… «домодельные куклы дарили родным и близким,скрепляя родовые узы: это тоже одно из свидетельств их сакрального значения.В семье же для своих детей,куклы «вертели» обычно из старого тряпья.И даже не по бедности,а по ритуалу кровной близости.Считалось,будто ношеная материя хранила родовую силу и ,воплотившись в кукле ,передавала ее ребенку, становясь оберегом»- из книги «Русская тряпичная кукла»   Галины Дайн.

Куклы на Руси были   безликими, на основе плотной скрутки из ткани, палочки, щепочки, ложки, поленца и бересты…При изготовлении куклы не использовали колющих и режущих инструментов и это было логично, боялись причинить вред, да и делались куклы из тканей бывших в употреблении ,то есть с энергетикой рода…

Одежда куклы состояла из рубахи, юбки– поневы или сарафана в Центральной России, головной убор, плетеный пояс в разных техниках. Как раз на куколке девочки и отрабатывали свои навыки рукоделия.

Во Владимирской губернии была известна и любима кукла столбушка на бересте. Почему? Наверное потому, что наша Центральная полоса России богата березовыми рощами. Красоту березы , сравнивая ее с девушкой, прославляли поэты, сказители, песенники.

А Прокофьев пишет:

«Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
С красивыми застёжками.
С зелёными серёжками…»






Технология изготовления  «Владимирской столбушки»:

Для основы куклы делаем столбик из бересты.

Бересту 23х30 см опускаем в кипящую воду. Она начинает скручиваться желтой стороной наружу. По моему опыту, для диаметра 6 см , чтобы куколка «крепко стояла на ногах», не нужно долго держать бересту в кипятке. Достаем  бересту, скручиваем по короткой стороне, перевязываем при необходимости нитками и оставляем до полного высыхания. Тело столбик – готово.

Делаем голову.

Делим берестяной столбик  зрительно примерно на 4 части. Сверху на 1/4часть  навиваем на бересту  льняной очес, вату, синтепон и формируем  голову. Берем квадрат белой или неотбеленой  льняной ткани 38х38 см, складываем по диагонали и накрываем голову столбушки. Хорошо растягиваем ткань в стороны. Формируем лицо без морщинок и  одновременно руки, делая складки и опуская концы ткани вниз. Убедившись ,что на лице куклы нет морщинок, на уровне шеи делаем несколько оборотов нитью и  завязываем на 2-3 узелка. Сразу делаем ладошки кукле , закладывая треугольничек ткани внутрь, с двух сторон ткань складываем домиком и соединяя между собой,перевязываем нитью . Голова и рубашка с ладошками готовы.

Делаем грудь.

1 вариант- подкладываем под ткань спереди наполнитель и подвязываем на талии нитью.

2 вариант- 2 квадрата 15х15 наполнить льняным очесом, ватой, синтепоном сформировать узелочки и перевязать нитью . Также подкладываем грудь под ткань спереди и перевязываем на талии ниткой.   Грудь на Руси всегда была символом материнства и плодородия.

 

Нижняя юбка.

Ткань 20х38 см завязываем на куколке выворотным способом, т.е. ткань  лицевой стороной кладем на лицо куклы, распределяем складочки равномерно и перевязываем на талии,  завязывая 2-3 узелка. Опускаем ткань вниз и аккуратно расправляем.  

Сарафан .

Ткань синего цвета 25х44см, бретели сарафана -5х25 см. Сначала делаем бретели. Складываем ткань по длинной стороне к середине с двух сторон , получая лямку шириной 1.2см и длиной 25см, вторую делаем аналогично. Готовые лямки перекидываем со спины через плечо и грудь  куклы на перед и на талии закрепляем нитью.  наряжаем нашу столбушку  в сарафан. Синий сарафан завязываем высоко по середине груди выворотным способом и расправляем равномерно складочки.

Передник.

Передник 10х20 см из ткани с иммитацией вышивки или с вышивкой, подвязываем поясом , который выполнен в технике «дерганье» или «витьем».

Головной убор.

Нижний платок , например,  тонкий синий- 35х35 см, украсить жаккардовой тесьмой или кружевом.

Верхний платок – красный 45Х45 см.

Украсить столбушку  бусами и закрепить в ручках ткань, берестяную трубочку.

И самое главное-  напишите на внутренней стороне бересты  Владимирской столбушки имя   суженого- ряженого. Подарок готов!

Примечание.
Размер куклы - Владимирской столбушки зависит от берестяной основы.

Где еще можно почитать о Владимирской столбушке?
С удовольствием рекомендую следующую литературу:

1.Котова И.Н.,Котова А.С. Русские обряды и традиции.Народная кукла.-СПб.:»Паритет»,2012.

2.Наталья Волганова.Народная кукла своими руками.Иллюстрированный сборник мастер-классов для начинающих.

Библиография:

1.Галина и Мария Дайн, Русская тряпичная кукла.Культура, традиции, технология,Культура и традиции,2007,стр.8-9

2.Решетников Н.И.,Русский народный календарь.- М.: «ОЛМА Медиа Групп»,2014.стр.286

 

Дата размещения информации: 29.07.2021, 11:03:41