Технология изготовления традиционных народных поясов Владимирской губернии
Традиционный народный пояс в России на сегодняшний день бытует в нескольких формах. В музейных этнографических коллекциях пояса находятся в аутентичной форме – в выставочных экспозициях или в фондах музеев. Также в аутентичной форме пояса хранятся у потомков их владельцев. Данная форма бытования может вскоре исчезнуть, т.к. пояс вызывает огромный интерес у частных коллекционеров и является предметом активной скупки. Современные этнографические экспедиции даже в самые отдалённые районы Владимирской губернии (Муромский, Гороховецкий, Вязниковский) отчётливо позволяют проследить эту тенденцию.
На передвижных выставках и в постоянных экспозициях Областного центра народного творчества традиционные народные пояса бытуют в реконструированной и приближенной к аутентичной форме.
В сценической форме традиционные народные пояса бытуют в костюмах музыкальных и танцевальных коллективов – например, в сценических костюмах ансамбля «Владимирские рожечники», в костюмах ансамбля «Травень».
К концу 20-х годов XX века технологии изготовления традиционных поясов в народе были практически утрачены. Отряд под руководством научного сотрудника Московского музея центрально-промышленной области Г.С.Масловой в составе единой комплексной антропологической экспедиции по восточной части Владимирской губернии 1927 года смог выявить лишь очаговые явления ткачества поясов на дощечках и на «сволочке» в отдельных деревнях – в д. Медеведево (бывшего Гороховецкого уезда, ныне Вязниковского района) и д. Курково (бывшего Вязниковского уезда, ныне Селивановского района).
На протяжении всего XX века интереса к реконструкции и освоению технологии изготовления традиционных поясов во Владимирской области не наблюдалось. В конце XX века усилиями сотрудников Отдела этнографии восточных славян Российского этнографического музея и мастеров клуба ручного ткачества «Параскева» в Санкт-Петербурге были восстановлены старинные технологии ткачества традиционных поясов и издана книга «Ткань. Ритуал. Человек». СПб, 1992. После этого началось массовое освоение технологий ткачества поясов, в т.ч. и во Владимирской области (с 1995 года).
На данный момент старинные технологии ткачества поясов активно применяются для создания коллекций поясов-новоделов как по этнографическим образцам, так и стилизованных.
Во время изучения фондовых собраний музеев Владимирской области (Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник, Вязниковский историко-художественный музей, Муромский историко-художественный музей) были обнаружены небольшие коллекции (от10 до 30 экспонатов) поясов, место бытования которых собирателям и хранителям коллекций было известно – Владимирская губерния. Комплексная Антропологическая экспедиция 1927 года осуществляла сбор вещей в следующих деревнях Вязниковского уезда: Лог, Рытово (старообрядческое поселение), Медведево, Иваньково, село Сергиевы Горки, Чертково, Курково. Процесс ткачества на дощечках и на «сволочке» был сфотографирован заведующим Вязниковским музеем К.М.Большаковым в деревнях Курково и Медведево. Можно предположить, что пояса, хранящиеся в Вязниковском историко-художественном музее, происходят из этих деревень. Пояса Муромского уезда Меленковской волости бытовали в деревнях: Осинки, Кулаки, Кудрино, Мильново, Дмитриевы Горы (Научный архив Муромского историко-художественного музея. Д. 87. «Полевой список вещей, приобретённых для Муромского музея сотрудником Антропологической Комплексной экспедиции Г.С.Масловой». Л. 6-7. «Легенды к этнографическому материалу, собранному в 1927 году в Муромском уезде Комплексной Антропологической экспедицией (по Меленковской волости). Л. 28-74).
В других музеях – Юрьев-Польский историко-архитектурный и художественный музей, Гаврилово-Посадский краеведческий музей, Российский музей этнографии – лишь единичные экспонаты, происходящие из деревень и сёл губернии. «Штучные» образцы, а также небольшие фрагменты поясов удалось найти в экспедициях середины 90-х годов XX в. и начала XXI в. по Вязниковскому, Гороховецкому районам Владимирской области. Анализ всех обнаруженных образцов позволяет сделать определённые заключения об орнаментальных и технологических особенностях поясов Владимирской губернии.
Основная техника изготовления традиционных поясов во Владимирской губернии – ткачество на дощечках, о чём свидетельствует подавляющее большинство обнаруженных музейных и экспедиционных образцов.
Основной способ ткачества на дощечках – простой поворот дощечек на 90° вперёд или назад на 90° со сменой направления вращения дощечек, если нити сильно перекручены. В этом случае все исследуемые образцы имеют «перемычку», что обусловлено технологически сменой направления вращения дощечек.
По характеру и особенностям орнамента все образцы, сотканные на дощечках, можно разделить на несколько групп:
- Орнамент – «галочки». Наиболее распространён во Владимирской губернии. Достигается путём заправки в каждую дырочку дощечки разных по цвету нитей, либо одинаковых нитей в две соседние дырочки. При этом весь пакет дощечек, кроме двух кромочных, заправляется одинаково. Отличаться будет лишь направление заправки нитей – каждая последующая дощечка заправляется в зеркальном отображении к предыдущей.
- «Радужные» пояса с продольными разноцветными контрастными полосами, либо полосами с цветовой растяжкой. Орнамент достигается при помощи заправки в одну или две дощечки нитей одного цвета с последующим соединением всех дощечек в один комплект.
- Единичные экземпляры с орнаментом «ёлочка» (Гороховецкий уезд), произвольным, асимметричным орнаментом (Гаврилово-Посадская волость, Суздальский уезд), с перебросом дощечек, с геометрическим орнаментом (Гаврилово-Посадская волость, Суздальский уезд), уникальный пояс, сшитый из лоскутов.
Пояса, сотканные на берде или на «сволочке» встречаются очень редко. Яркий образец такого ткачества – пояс из экспозиции Юрьев-Польского историко-архитектурного и художественного музея; пояс из Муромского музея и несколько поясов из Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Часто встречаются пояса, выполненные в технике простого и саржевого полутканья. Пояса эти могли быть очень длинными (до
Пояса ремесленного производства, сотканные на ткацком стане из тонких шёлковых нитей и продававшиеся на ярмарках, носились крестьянами Владимирской губернии. В нашем распоряжении имеются всего 2 пояса такого типа из Гаврилово-Посадского уезда.
Немаловажным в изготовлении пояса было оформление его концов. Большая часть исследуемых поясов имеют достаточно простые завершения – нити концов обмотаны на 3-
Отмечается орнаментальная схожесть некоторых поясов Владимирской губернии и поясов близлежащих Рязанской, Калужской губерний, а также марийцев. Во всех трёх губерниях бытовали пояса с орнаментами «галочки», «галочки со смещением». Однако в Рязанской и Калужской губерниях гораздо богаче украшались кисти поясов, что вообще было характерно для южных губерний России (обилие бисера, раковин-каури, пайеток).
Традиционный инвентарь для ткачества поясов:
Дощечки для изготовления поясов во Владимирской губернии чаще всего изготавливались из дерева. Они представляют собой квадрат, размером 5×5, иногда 6×6 см., но не более, с четырьмя отверстиями (дырочками) в углах. Ближе к центру дощечки имели некоторую выпуклость, вероятно для облегчения их вращения. Существовали дощечки для ткачества с двумя, тремя, шестью дырочками, но способы ткачества на таких дощечках не были характерны для Владимирской губернии.
Бердо представляет собой «решётку» из плоских довольно узких «тросточек», находящихся на очень небольшом (2-
Старинные шерстяные нити были, как правило, тонкие и жесткие, что позволяло изготавливать изящные тонкие пояса на большом числе дощечек. Иногда использовали и довольно толстую шерстяную пряжу. Цветовая палитра отличалась большим разнообразием, по сравнению с современной продукцией прядильных фабрик. Например, в нынешнее время очень трудно найти многие «тёплые» оттенки зелёного и жёлтого цветов, в старину довольно часто встречавшиеся и использовавшиеся в ткацких ремёслах.
Хлопчатобумажные цветные нити и отбелённые и неотбелённые льняные нити были прочными и достаточно тонкими.
Технология ткачества поясов на дощечках с четырьмя дырочками:
- Первоначальный этап изготовления традиционного народного пояса заключается в выборе ширины пояса – в зависимости от этого подбирается количество дощечек. Пояса Владимирской губернии, как правило, не были широкими. Для изготовления пояса требовалось в среднем от 6 до 14 дощечек. Только в редких случаях число дощечек было нечётным – 5, 7 (фото 4, 5, 6). Уникальным для Владимирской губернии является пояс из тончайшей шерстяной гарусной пряжи, сотканный на 43 картонных дощечках (фото 15). Тонкие дощечки, в старину вырезавшиеся из игральных карт, позволяли ткать широкие пояса.
- Следующим этапом был подбор цветовой гаммы, орнамента, а следовательно и выбор пряжи. Из толстой пряжи делались узкие пояса на 6-12 дощечках. Выбирался, в основном, традиционный орнамент – галочки, одноцветные «радужные» продольные полосы.
- Заправка дощечек. Зависела от орнамента будущего пояса. При выборе орнамента симметричные «галочки» (фото 3, пояс 2; 6; 16, пояса 1 и 3) в каждую дырочку дощечки продеваются разные по цвету нити (4 дырочки – 4 цвета), либо нити двух цветов продеваются в 2 соседние дырочки (фото 4, 5). Собственно «галочки» получаются вследствие заправки нитей двух соседних дощечек в зеркальном отображении. Лишь две кромочные дощечки заправляются нитями одного цвета.
- Соединение дощечек, выравнивание нитей, выбор уточной нити. Ряд сложенных друг с другом дощечек с протянутыми через отверстия в них нитями основы представлял собой примитивный ткацкий станок. Уточной нитью, как правило, являлась тонкая льняная или цветная хлопчатобумажная нить.
- Процесс ткачества. Ткачиха поворачивает весь комплект дощечек как одно целое, например, от себя на 90° , прокладывает уточную нить (уток может быть намотан на челночок), поворачивает комплект дощечек ещё на 90° и прибивает уток под перекрученными нитями основы рукой (или специальным деревянным ножичком). Затем уток прокладывается в обратном направлении, поворот дощечек, прибивание уточной нити. И так далее. В процессе ткачества ещё не сотканные натянутые нити основы взаимно перевиваются и закручиваются в жгуты, мешая дальнейшей работе. Анализ тканых на дощечках поясов показывает, что во Владимирской губернии в данном случае традиционно применялся способ изменения поворота дощечек на 90° в противоположном направлении. На сотканном поясе при этом появляется отчётливо различаемый рубец, видна уточная нить а на кромках пояса - пережим. В старообрядческой среде, как правило, в процессе ткачества на дощечках периодически отвязывали основу и раскручивали перевитые нити; направление поворота дощечек не менялось. Среди исследуемых нами образцов поясов, сотканным таким, «старообрядческим» способом, не обнаружено.
Ткачество на берде:
- Выбор орнамента пояса и его ширины. В зависимости от этого выбирается количество нитей. Исследуемые нами пояса, сотканные на берде, были неширокие, в бердо заправлялось не больше 40 нитей.
- Выбор нитей. Нити традиционно использовались шерстяные, тонкие и жёсткие.
- Заправка нитей в бердо. Бердо представляет собой замкнутую решётку с определённым количеством «тросточек», расположенных на незначительном расстоянии друг от друга и имеющих по одной дырочке, вместе «лежащих» на одной линии посередине берда. Поэтому заправка нитей происходит путём чередования заправки нити в «щёлочку» между тросточками и заправкой нити в дырочку. Для ткачества пояса с перебором 2/1 на фото 17 (красные нити фоновые, зелёные - нити рисунка) бердо заправлялось следующим образом: красная нить – зелёная – красная – красная – зелёная – красная – красная – зелёная – красная и т.д. Таким образом каждую нить рисунка с обеих сторон окружают по одной нити основы. Затем происходит выравнивание нитей и закрепление их с одного конца стационарно, с другого – к ткачихе.
- Процесс ткачества на берде пояса на фото 17 представляет собой последовательный перебор нитей рисунка с выбором тех, которые необходимы в данном ряду для создания орнамента, затем прокладывание утка, смену зева опусканием или поднятием берда, прибивание нитей рукой. Следующий ряд ткётся таким же образом. В итоге создаётся изделие с чётким геометрическим орнаментом.
Ткачество на «сволочке»:
Другой вариант названия техники – «на ниту». Техника представляет собой ткачество на специальной палочке, с помощью которой нити основы разделяются на чётные и нечётные. Между ними образуется зев. К верхней половине нитей основы, проходящей над сволочком (палочкой), привязываются нитченки. Сменить зев можно, потянув за нитченки книзу. Соответственно, снова сменить зев можно, потянув нитченки кверху. Техника позволяет сделать пояс любой ширины (в отличие от техники ткачества на берде, где ширина пояса зависит всегда от количества дырочек и щёлочек между тросточками). Однако широкие пояса, сотканные «на ниту», во Владимирской губернии не зафиксированы, о чём свидетельствует отсутствие таких образцов и описательных сведений.
Техника полутканьё:
При саржевом полутканье порядок переплетения нитей зависит от их общего числа, всегда нечётного.
Необходимо разделить общее число нитей на две группы – для левой и правой руки.
I вариант. В одной группе чётное число нитей, в другой – тоже чётное МИНУС одна нить. Переплетение осуществляется симметрично как правой, так и левой рукой. Крайнюю левую нить необходимо поднять вверх и провести над одной соседней нитью. Далее счёт идёт парами нитей: эта крайняя нить проводится под двумя следующими, затем над двумя и т.д. и укладывается у внутреннего края группы нитей второй руки. То же самое необходимо проделать справа налево, в зеркальном отображении.
II вариант. В одной группе чётное число нитей, в другой – тоже чётное ПЛЮС одна нить. В таком случае левая крайняя нить всегда проводится под соседней нитью, затем над двумя следующими, потом под двумя и т.д. Нити правой стороны переплетаются как и в первом варианте.
Когда в качестве уточных будут проплетаться следующие крайние нити, то в качестве соседней нити будет выступать одна нить из пары предыдущего ряда, поэтому и все дальнейшие пары сместятся на одну нить. По центру плетения образуется ёлочка.
При одинаковом качестве нитей пояс, выполненный в технике саржевого полутканья, получается более плотным.
Историческая справка
Традиция изготовления пояса в русской народной культуре отмечается исследователями как одна из самых древних. При раскопках русских сельских курганов X-XIII веков находки фрагментов шерстяных поясов, в частности, сотканных на дощечках, представляли собой довольно частое явление. (Левинсон-Нечаева М.Н. Ткачество//Очерки по истории русской деревни X-XIII вв./Труды Государственного Исторического музея. Вып.
Русские крестьяне вырезали дощечки преимущественно из дерева, поэтому сотканные на них пояса не были особенно широкими. С распространением в России игральных карт дощечки стали изготавливать из последних. Это позволило ткать широкие пояса из тонкой пряжи, поскольку комплект из большого числа тонких картонных дощечек вполне можно было удержать в двух руках.
История зарождения и бытования традиционного пояса ремесленного (кустарного) и домашнего изготовления как неотъемлемого элемента народного костюма во Владимирской губернии прослеживается в непосредственной связи с общероссийскими процессами зарождения, бытования и трансформации данного явления. Абсолютное большинство поясов можно датировать второй половиной XIX – началом XX вв. Как правило, это тканые на дощечках пояса из тонкой гарусной и толстой домашнего производства пряжи с простым оформлением кистей. Крайне редко встречались во Владимирской губернии в крестьянской среде пояса, тканые на бёрдышке или «сволочке». Пояса, изготовленные в технике полутканья и на станке из шёлка-сырца, а некоторые из шерстяной пряжи, приобретались, в основном, на ярмарках и использовались как праздничные.
Значение пояса для крестьянского населения Владимирской губернии, также как и в других губерниях дореволюционной России, было, прежде всего, утилитарным – подпоясывание нижней (рубаха) и верхней одежды (сарафан, зимняя одежда) и защитным от сил зла. В связи с этим ряд сохранившихся поясов Владимирской губернии не имеют богато украшенных концов. Но в некоторых случаях чётко прослеживается ещё одна функция пояса – эстетическая. Это относится к тем праздничным образцам, у которых наиболее ярко, сложно и необычно оформлены концы поясов. Они делались с целью украшения самого пояса и костюмного комплекса его владельца.
Литература.
1. Калашникова Н.М. Пояса со словесами. М., 2014
2. Комарова С.В., Лысенко О.В. Ткань. Ритуал. Человек. СПб., 1992
3. Левашева В.П. Обработка кожи, меха. //Очерки по истории русской деревни X–XIII вв. Труды Государственного Исторического музея. Вып. 33. М., 1959
4. Левинсон-Нечаева М.Н. Ткачество. //Очерки по истории русской деревни X–XIII вв. Труды Государственного исторического музея. Вып. 33. М., 1959
5. Маслова Г.С. Народная одежда русских, украинцев и белорусов.//Восточнославянский этнографический сборник. М., 1959
6. Научный архив Муромского историко-художественного музея. Д. 87
7. Уколова М.Г. Этнографическая экспедиция Г.С.Масловой 1927 г.: к вопросу о Традиционном костюме Муромского уезда. //Рождественские чтения. Вып. 2. Ковров, 1995
8. Фёдорова Г.А., Кондрашина Н.Д. Д.Т.Янович и собранные им этнографические коллекции. //Рождественский сборник. Вып. 13. Материалы конференции «История в лицах»: интеллигенция и провинция. Ковров, 2006
9. Фёдорова Г.А. Из истории одежды жителей Гороховецкого уезда в контексте культуры России XVII – начала XX в. //Традиционная культура Гороховецкого края. Т. 1., М., 2004